Основные правила и рекомендации по выкладке продукции

Отдел консервации формируется в группе бакалейных товаров, которая обычно находится в глубине торгового зала магазина. Выкладка консервированной продукции допускается двумя способами – по производителям и по категориям.

Оптимальным является вертикальное расположение товаров одного производителя. При выкладке рекомендуется использовать следующие правила:

1) На уровне глаз (самые выгодные полки для выкладки товара) важно размещать такие товары, которые пользуются наибольшим спросом;

2) На нижних полках располагаются упаковки по правилу: чем больше масса упаковки, тем ниже на полке она находится; 

3) На полке чуть выше уровня глаз располагаются товары с ярко выраженными характеристиками, новые сорта; 

4) На самой верхней полке целесообразно не делать массовую выкладку, как это обычно делается в большинстве магазинов, а использовать ее для создания имиджа товара/ производителя. Также на верхних полках возможно выставление наиболее дорогих или необычно оформленных упаковок.

Самые импульсные места – это полки на уровне глаз и рук покупателей, т.е. расположенные на высоте около 1,5 м от пола. Они наиболее удобны для восприятия и обеспечивают до 70% продаж любого магазина. На этих полках обычно располагают товары, которые нужно срочно продать или которые дают хороший оборот. Товар с верхних полок покупается значительно хуже. И совсем мало покупают товар с нижних полок – не более 5% продаж магазина.

Исследования показывают, что полки, расположенные на уровне глаз покупателей обладают самыми высокими показателями продаж. В среднем для универсамов справедлива следующая закономерность показателей товарооборота с учетом выкладки на определенной полке:

Eсли принять показатель товарооборота по средним полкам за 100%, то по верхним полкам он составит 62%, по нижним полкам – 48%.

Кроме того, на самой полке наиболее эффективной считается выкладка товара посредине, либо на краю полки. Простой перестановкой товара с полки на полку можно значительно (до 50%) увеличить  объем продаж товаров. Однако сделать это можно только, если качество товара, его окружение и рыночный потенциал позволяют сделать это.

Наиболее эффективно при вертикальной выкладке применение метода «цветового пятна». Цветовое пятно представляет собой место выкладки товара конкретного производителя, оформленного с помощью фирменной рекламы. 

Применение данного метода выкладки повышает общие продажи по товарной группе до 30%, а отдельных товарных марок, расположенных в зоне цветового пятна, - до 60%.

Расположение  и  состав  клиентуры  магазина  также  определяют  выкладку консервированной продукции. Если большинство потребителей не обращают внимания не регион производства товара, то основной критерий для выбора – его цена. В этом случае целесообразно размещать товар слева направо по увеличению стоимости.

Сезонный продукт, например сиропы, может занимать отдельную нишу в классификации товаров и его можно ставить (либо дублировать) рядом с прохладительными напитками или соками.

Хотя консервация не является товаром импульсного спроса, самые ходовые позиции можно продублировать на выходе, спровоцировав незапланированную покупку, которая может позволить увеличить объемы продаж.

Особенно сильно покупателей привлекает изобилие товара – им всегда хочется что-нибудь выбрать для себя. Поэтому соблазнительные товары нужно размещать на видном месте и в большом количестве. Необходимым условием здесь является правильно выбранный ассортимент и грамотно подобранная композиция в выкладке. Эффективным средством привлечения внимания является ценник. Он содержит информацию о товаре, на которую покупатель обязательно обратит внимание при принятии решения о покупке. Все данные в нем должны быть понятны клиенту и содержать всю необходимую информацию.

Низкая цена на стандартном ценнике скорее всего будет ассоциироваться с низким качеством товара. Поэтому скидочные цены лучше оформлять на оригинальных ценниках, сопровождать красочными POS-материалами (стоперами).

При выкладке товаров следует обратить внимание на следующие моменты:

1) Ближе к покупателю должен располагаться товар, у которого срок реализации близок к завершению. Продукты более позднего срока действия находятся далеко, в глубине полки. Такой принцип помогает избежать остатков просроченных товаров. Кроме того, залежавшийся товар с истекающим сроком годности можно реализовать, применив дополнительные акции, презентации, дегустации и т.д.;

2) Продукты располагаются лицевой стороной к покупателю и должны быть видны целиком, не загораживая друг друга. Хороший обзор способствует увеличению заметности и заострению внимания покупателя;

3) Ценники должны быть правдивыми, эстетичными, соответствовать товару и нести легко читаемую информацию. Плюсом будет являться наличие у прилавка каталога с продукцией и ценами, где покупатели могли бы самостоятельно найти интересующую и нужную для них информацию о составе, уточнить стоимость;

4) При желании взять товар в руки не должно быть никаких лишних преград, потребителю должно быть удобно, доступный путь к товару - еще одно правило.Совершенный внешний вид изделий, максимальная опрятность формирует впечатление о товаре, производителе и о магазине в целом. Опрятность относится к витринам, стеллажам, полкам и прочему торговому оборудованию, которое должно содержаться в чистоте и порядке;

5) Для выделения и лучшего восприятия желательно сопровождать выкладку художественным оформлением, рекламоносителями;

6) Однородные товары выкладываются по вертикали для лучшего обзора;

7) Выкладка должна быть представлена во всем многообразии товарного ряда, цветов, размеров;

8) Лучше обозреваются товары, расположенные справа от основного движения покупателей;

9) Продукция не должна менять место своего расположения часто.

При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом. Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения. Однородные товары лучше размещать концентрированно. Соблюдение правил выкладки обеспечивает максимальные закупки и работает на поддержание товара на рынке сбыта.

Паллетная выкладка - выкладка товара на паллете (поддоне) в упаковке производителя. Выкладка на паллете часто используется в магазинах дискаунтерах, а так же с целью привлечения внимания к товару. С целями продвижения изготавливаются специальные пластиковые промо-паллеты, предназначенные исключительно для целей торгового маркетинга. Этот способ размещения товара предназначен для активного продвижения определенных видов товаров во время акций, или для распродажи товара. Помимо этого, паллетные выкладки значительно экономят торговое пространство магазина и позволяют организовать выкладку товаров импульсного спроса. Паллетная выкладка способна существенно увеличить долю импульсных покупок. Такими образом, паллетная выкладка является наиболее удобным способом повышения спроса потребителя на продвигаемый товар. Паллетная выкладка используются так же при необходимости размещения большого количества объёмной продукции, например, соков, пива, вина, воды и т.д. в больших ёмкостях.